Last year Russia showed unprecedented speed of credit obligations growth. The total outstanding balance for all types of loans reached 14.9 trillion rubles. The speed of lending growth is still high which leads to new challenges for risk management. Debt refinance and consolidation programs offered by financial institutions and regulator’s actions aimed to control the debt burden are the evidence of general concern.

Our today’s article will be about the debt burden, its estimation difficulties and how alternative data can help in the calculations.

Debt burden is the outstanding balance on all credit accounts. For a borrower, it is essential that this amount corresponds with his or her income. To measure this correspondence, debt-to-income ratio is used, commonly defined as DTI or PTI (payment to income)*. Basically, it reflects how much debt the borrower can handle.

As experience shows, the conventional “normal” PTI ratio would be between 0.30 and 0.50. At this range, the debtor would be able to cover a loan evenly, without cutting too much on the everyday spending. At the point of 0.50 and over, most conservative financial institutions would offer the loan at less desirable conditions or even reject it. The closer to 1, the higher the risks of both giving an irrecoverable loan and also pushing the borrower to bankruptcy. The whole burden of responsibility may then lie on the lender that has incorrectly calculated or evaluated the PTI ratio.

Some recent problems about PTI calculation

Let’s say, there is a client who has applied for a loan and needs to provide information on his income.

The primal thing to do would be providing an income tax certificate, also known as 2-NDFL (or another standard document on the list). We have discussed though some peculiarities of the information indicated there: it can be insufficient or inaccurate. For a client who has obtained a loan before, it may be possible to calculate the new level of income taking into account some public data (e.g. adjusted to the official inflation rate). A payroll customer’s income is the most transparent, yet by far not every loan provider boasts a big portfolio of payroll customers.

If it is not possible to estimate the disposable income (for example, if the borrower is self-employed), it will be more difficult to make a decision which may even result in rejection. This would be an undesirable outcome for business yet this is what we currently see in practice.

Let’s consider the second element, which is the debt burden. There are some exceptional cases here, too.

The main source of such information on a borrower for now is the credit history that shows all current and closed credit obligations, as well as payment discipline. Credit history is the most reliable argument in decision making; the problem is that the information is updated within 5 working days. With his back to the wall, a client may overgrow with quick loans and debts, and the corresponding information may not only hold off, but it may stay behind at all. The consequences of such a burden will not be long in coming. The same effect may have social ways of raising one’s loan burden, such as borrowing from neighbours or friends. Information about such loans will never reach any informing or regulating institutions, yet the total loan burden will rise dramatically.

If we look at the credit bureau statistics, debt burden rate is one of the key factors for credit delinquency, even if the client has never violated his payment discipline before.

What do we have on the whole?

There we have a client whose income may consist of declared salary, which is easily verified, and of undeclared and unstable payments as well. It is partially spent to cover regular or unforeseen daily costs. The debt burden may include both transparent legal loans and money borrowed on trust.

As a result, PTI calculation looks like an equation with two unpredictable unknowns, whereby calculating PTI is not only a need, but also a must for a financial organisation, and the regulator is getting more and more concerned about this factor

This is what we have as a problem when we come to estimate and calculate a client’s PTI:

  • There is still no reliable information on the borrower’s income;
  • The information on the loan burden may be irrelevant or incomplete;
  • Due to the lack of 100% reliable data, the tool is far from perfect, while all the risks related to the decision will lie with the lender.

What are the possible solutions?

We suppose that alternative data may be used in addition to the conventional information sources.  It will help to estimate the client’s income and debt burden indirectly, and reconfirm the estimate given by traditional sources such as credit bureau.  Working with alternative data, we offer a solution that allows making up for the lacked information and raise the value of the debt burden estimation.

We can tell more about the client’s income upon:

  • Internet infrastructure quality evaluation that was used to send the loan application. The higher the quality, the higher the income, and vice versa. Therefore, if it is an infrastructure of a higher quality, the risk that the credit may turn out irrecoverable or paid with delinquency will be lower.


Graph 1. Relative quality evaluation of an Internet infrastructure (from G0 to G4) compared to a relative delinquency

  • Device quality evaluation that was used to send the application. Hardware quality, device year of issue and other parameters can be put together, which will give a rather high correlation with the income. If you add the period of time since the device has been associated with the user and his behavioural data, the reliability of this evaluation will be significantly higher (R2-level over 75%).


Graph 2. Relative quality evaluation of the device (from 0 to 5) compared to a relative delinquency

We can also fill gaps in the information distributed to the lender due to:

  • Analysing loan applications frequency from the device and virtual ID that indicates the applicant’s need in a loan and recently opened credit obligations. The higher the applicant’s short-period demand for credit or loans, the higher the risk.


Graph 3. Relative delinquency depending on the number of loan applications during one week for a random user

  • Cooperation with 80% of microlenders, credit unions and pawnshops on the market, which adds to the data on loan applications and improves the accuracy of the borrower’s risk estimate.

In combining this information with conventional evidences of income and outcome, it is possible to improve the accuracy of PTI estimate, making financial organisations safe from potentially irrecoverable debts and risk regulators, also preventing borrowers from excessive debts.

Your Juicy Team


* We prefer the international term “PTI” counting the borrower’s monthly loan payment in regard to the monthly income (a more conservative estimate is often used, when the income is calculated net of indispensable and essential costs). These terms are frequently used as synonyms, in reference to the PTI’s meaning, because debt-to-income ratio takes the total amount of the borrower’s loan obligations into account and is not so demonstrative, especially when the borrower has an open long-term loan of a large amount of money (such as car loan or mortgage loan).

PTI: практика и альтернативные данные | блог JuicyScore — Global Device Risk Analytics Bureau

Ушедший год стал рекордным для России по объему долговых обязательств по кредитам — общая сумма задолженности достигла 14,9 триллионов рублей. Темпы роста кредитования сохраняются на высоком уровне, создавая новые вызовы для управления рисками. Программы рефинансирования и консолидации действующих кредитов, предлагаемые финансовыми институтами и действия регулятора, направленные на контроль объема нагрузки, свидетельствуют о всеобщей озабоченности проблемой.

Сегодня наша статья коснется долговой нагрузки, сложностях ее расчета и о том, как могут помочь альтернативные данные в ее оценке.

Долговая (кредитная) нагрузка — это сумма долговых обязательств. При этом для заемщика жизненно важно соответствие этим обязательствам его доходов. Для измерения этого соответствия применяется соотношение суммы долга к располагаемому доходу, обычно этот параметр обозначается сокращением DTI (debt to income – долг к доходу) или PTI (payment to income – платеж к доходу)*. По сути, это отражение кредитной ноши, которую тянет заемщик.

Если обратиться к опыту, то оговоренная «норма» значения PTI находится в диапазоне 0.30–0.50. При таких значениях заемщик способен равномерно погашать долг и чрезмерно не ограничивать себя в повседневных тратах. При значении 0.50 и выше, большинство консервативных финансовых институтов уже предложат кредит на менее приятные заемщику условиях или откажут вовсе. Ведь чем ближе PTI к 1.0, тем выше риски как выдать невозвратный кредит, так и подтолкнуть заемщика к банкротству. Вся тяжесть ответственности при этом может лежать на кредиторе, неправильно рассчитавшем (или «предсказавшим») показатель.

Актуальные проблемы расчета PTI

Итак, предположим, что обратившемуся за кредитом Иванову нужно предоставить информацию о его доходах.

Самое первое, как это можно сделать — справка 2-НДФЛ (или другой документ из списка допустимых). Но об особенностях содержащихся в ней данных мы уже говорили ранее — информация может быть неполной или недостоверной. Для ранее кредитовавшихся клиентов, кредитор может попробовать рассчитать новый уровень дохода самостоятельно с учетом публичных данных (например, поправкой на официальный уровень инфляции). Доход зарплатного клиента наиболее прозрачен, однако большим портфелем таких клиентов похвастаться может далеко не каждый кредитор.

Если же располагаемый доход оценить не представляется возможным (например, заемщик — самозанятый гражданин), то принятие решения может идти труднее и даже закончиться отказом. Для бизнеса такой исход нежелателен, однако такова сложившаяся практика.

Теперь, посмотрим на второй компонент — текущую долговую нагрузку. Тут тоже есть исключительные случаи. информацию о его доходах.

Основным источником этой информации по заемщику (на данный момент) является кредитная история, в которой фиксируются все текущие и закрытые долговые обязательства, а также платежная дисциплина. Кредитная история — наиболее весомый аргумент для принятия решения по заявке, но информация в ней обновляется в течение 5 рабочих дней. Находясь в отчаянном положении, за это время рассматриваемый клиент может обрасти быстро выдаваемыми займами и кредитами. Информация об этом может не только задержаться, но и вовсе не поступить, а вот вес подобных долгов почувствуется очень скоро. Такой же эффект оказывают и совсем неформальные способы повышения нагрузки, а-ля «занять у соседа». О таких «займах» информирующие и регулирующие органы не узнают совсем, а нагрузка вырастет — причем драматично.

Если обратиться к статистике БКИ, то размер долговой нагрузки — один из ключевых показателей, влияющих на просрочку по кредитам, даже в тех случаях, когда клиент ранее не нарушал своей платежной дисциплины.

Что же мы имеем в итоге?

Перед нами есть клиент, доходы которого могут состоять как из легко-подтверждаемой «белой» заработной платы, так и из неучтенных и непостоянных «получек». Часть уходит на регулярные или непредвиденные бытовые расходы. А долговая нагрузка может состоять как из прозрачных и цивилизованных кредитов, так и из одолженных «на доброе слово» денег.

В результате PTI выглядит как уравнение с двумя непредсказуемыми неизвестными. При этом расчет PTI — не только необходимость, но и обязанность финансовой организации, при постоянно растущем внимании регулятора к этому показателю.

Итого, проблема оценки дохода и расчета PTI выглядит следующим образом:

  • по-прежнему нет надежной информации о доходах заемщика;
  • информация о долговой нагрузке может быть неактуальной или неполной;
  • отсутствие 100% данных делает инструмент далеко не идеальным, но все риски по принятому решению будут лежать на стороне кредитора.

Какие есть способы решения этой проблемы?

Мы считаем, что в дополнение к общепринятым источникам информации, можно использовать альтернативные данные. Они позволят косвенно оценить доход и долговую нагрузку заявителя, а также уточнить оценку, полученную из классических источников, таких как БКИ. Работая с альтернативными данными, мы предлагаем решение, позволяющее компенсировать недостающую информацию и помочь повысить ценность расчета долговой нагрузки.

Мы можем рассказать больше о доходах клиента на основании:

  • Оценки качества Интернет-инфраструктуры, с использованием которой подавалась заявка на кредит. Обычно чем лучше качество этой инфраструктуры, тем выше уровень дохода и наоборот. Соответственно, при более качественной инфраструктуре снижается риск заемщика и его просрочка.


График 1. Относительная оценка качества Интернет инфраструктуры (от G0 до G4) в сравнении с относительной просрочкой.

  • Оценки качества устройства, с которого оформляется заявка. Качество аппаратной части устройства, год выпуска и другие похожие параметры можно скомбинировать, получая высокую корреляцию с располагаемым доходом. А если дополнить это временем, в течение которого устройство ассоциируется с пользователем, поведенческими данными, то достоверность такой оценки можно значительно усилить (уровень R2 выше 75%).


График 2. Относительная оценка качества устройства (от 0 до 5) в сравнении с относительной просрочкой.

И заполнить бреши в информировании кредитора благодаря:

  • Анализу частоты запросов с устройства и виртуального ID, свидетельствующей о потребности заявителя в кредите и недавно открытых кредитных обязательствах. Чем выше спрос на кредит или займ за короткий период времени, тем выше уровень риска такого заемщика.


График 3. Относительная просрочка в зависимости от количества запросов на кредит в течение одной недели для случайного пользователя

  • — Сотрудничеству с 80% рынка МФО, кредитных кооперативов и ломбардов, что увеличивает полноту собираемых данных по кредитным заявкам и повышает точность оценки риска заемщика.

Совмещая эту информацию с классическими документами подтверждения доходов (и расходов), можно повысить точность определения PTI, оберегая финансовые организации от потенциально невозвратных кредитов и регуляторов рисков, а заемщиков — от лишнего долга.

Ваши Juicy Team


* Нам ближе международное определение PTI, где учитываются ежемесячный платеж заемщика по кредитам по отношению к его ежемесячному доходу (часто используется более консервативная оценка, когда значение дохода берется за вычетом жизненно-необходимых расходов). Часто эти термины используются как синонимы, но смысл сохраняется от PTI, поскольку «долг к доходу» учитывает всю сумму кредитных обязательств заемщика и не так нагляден, особенно, когда заемщик имеет открытый «длинный» кредит на большую сумму (например, автокредит или ипотеку).